Не могу не написать здесь, после того как прочитал сообщение Эльвиры Станкевич.
Вопрос, который возник, уже давно негласно обсуждается в среде многих сообществ создателей подводных пейзажей. (ИМХО).
Достаточно посмотреть каталоги работ IAPLC по годам. Переломным моментом считаю Гран-при тайваньца 2005 года - большее подобие земного (хотя до этого в Гран-при корейца 2004 года уже намечались эти задатки), затем 2007 год Филипп Оливьера 10 место с реалистичным земным пейзажем и деревом, масса работ в 2009 и 10 году...
Ведь факт, что 100 первых работ для м/н жюри отбирает сам маэстро. И если он утверждает, что тенденции в земных пейзажах ему не нравятся, то он либо лукавит или всем надо глубоко задуматься.
Безусловно, Природный аквариум Амано, который перешел в классическую японскую школу подводного пейзажа в основе которой лежит философский принцип "ваби-саби" для многих людей, вне Японии полюбился и запал в душу на рубеже 90-х - 2000. Но время идет. Что-то приедается. Даже в самой Азии попеременно стали как эстафетная палочка переходить Гран-при: Япония - Корея - Тайвань - Гон-Конг- Вьетнам ( и ведь в каждой стране свои мастера, свои взгляды).
Сейчас вышла статистика по IAPLC 2011 http://en.iaplc.com/results11/index.html. Пришло 1600 работ против прошлогодних 1800 и те же 55 стран( хотя до этого показатели только росли).И что интересно, количество японцев увеличилось, зато традиционных участников из Азиатских стран поубавилось, в том числе Китай, Гон-Конг, Тайвань. Грустно, что из России , которая в прошлом году получила Гран-При, число участников составило 23 (в прошлом 34). Что это, падение интереса или реалии жизни? Но природные катаклизмы с ядерной катастрофой не отбили у японцев тягу к прикладному творчеству.
Теперь про себя. Мне нравится идти своей дорогой. Пока вот такая деревянно-лесистая тема, приближенная к земной, хотя сама по себе подводная картинка с надводным пейзажем уже сюрная и фантазийная... Но для себя сейчас выбрал это направление, особенно когда получается задуманное, композиционная игра с пространством, материалами, цветом - наиболее интересно.
В общем захлебнется популяризация без нового. И это Амано должен понимать.
З.Ы. Понимаю, что мастер-класс в первую очередь шоу, но разницы в работах 2003 и 2011 практически нет.